18 января 2023 г. посетители КЦСОН «Исток» (Кирова, 20) продолжили изучение окрестностей Санкт-Петербурга. На этот раз, участники мероприятия вместе с библиогидом совершили виртуальное путешествие в Гатчину.

Вместе с библиогидом участники виртуальной экскурсии отправились в исторический центр города, а также расположенный в городе «Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина» включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Большой Гатчинский дворец был построен в 1766—1781 годах в Гатчине по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди в стиле классицизма. Расположенный на холме над Серебряным озером дворец сочетает в себе темы средневекового замка и загородной резиденции. Интерьеры дворца — образец русского классицизма рубежа XVIII—XIX веков. Дворец был одним из любимых мест отдыха царской семьи.«Вот опять я в нашей милой Гатчине, и ты не можешь себе представить, до чего я рад и как наслаждаюсь… погода отличная, тёплая, воздух чистый, и главное – тишина и нет этой несносной городской суеты!» – писал Александр III своей супруге Марии Фёдоровне                          14 апреля 1892 года. Первый раз Гатчинский дворец стал официальной императорской резиденцией в 1796 г. при Павле I. Второй раз это случилось в 1881 г. при императоре Александре III.

Посетители «Истока» узнали, как строился и перестраивался дворец. Увидели, каким предстал дворец перед музейными работниками и реставраторами после освобождения города в 1944 г.В вестибюле парадной лестницы Гатчинского дворца по-немецки была сделана надпись: «Здесь были мы, сюда мы больше не вернёмся, когда придёт Иван, всё будет пусто». Только в 1985 году были открыты для посещения первые восстановленные залы Гатчинского дворца. Чесменская галерея, оставшаяся в разрушенном виде до сего дня, показывает отношение немецких оккупантов к русской истории и культуре. Реставрация дворца продолжается до сих пор.

Участники мероприятия, благодаря продемонстрированной красочной презентации, побывали в парадных залах дворца и личных комнатах Николая Iи семьи Александра III. Их восхитила роскошь Большого тронного зала Павла I, парадной опочивальни его супруги Марии Федоровны, Мраморной гостиной, Белого зала и других помещений на этом этаже, но удивил аскетизм личных покоев его сына Николая Iна первом этаже и правнука Александра IIIи его семьи на антресольном этаже.

Фотоальбомы, карты и литература из фондов Дворца книги помогли участникам виртуально прогуляться по Гатчинскому парку с его Карпиным прудом, Водным лабиринтом, павильоном Венеры на Острове любви, Березовым домиком-обманкой и другими замечательными местами. Интересным открытием для них стал также Приоратский дворец, похожий на средневековый католический монастырь, возведенный в 1799 году по проекту архитектора Н.А. Львова для рыцарей Мальтийского ордена. Это единственный в России памятник землебитного строительства конца XVIII века. После восшествия на престол в 1796 году Павел I получил звание протектора ордена, а затем был избран великим магистром этой древней католической корпорации.

Далее участники переместились в парк Александрия. Этот парк назван так по имени своей первой владелицы – императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Это семейное гнездо четырёх поколений династии Романовых. Знакомство с эти парком библиогид из информационно-библиографического отдела Дворца книги начал с готической капеллы (православная церковь, освящённая в честь Александра Невского). Со времени освящения Готическая капелла служила домашней церковью четырёх поколений российских императоров – Николая I, Александра II, Александра III и Николая II. Она напоминает средневековый готический собор в миниатюре и служит эффектной романтической декорацией парка. Далее по парку через Руинный мост попадаем к Дворцу «Коттедж» – главной постройке парка "Александрия", выполненном в стиле «неоготика». Неоготический стиль проявился не только в архитектуре, но и в убранстве интерьеров. Характерный готический орнамент в виде стрельчатых арок, розеток, трилистников и крестоцветов использован в лепном декоре, росписях, в оформлении мебели и предметов декоративно-прикладного искусства. Коллекция живописи дворца включает произведения выдающихся отечественных художников: И. К. Айвазовского, О. А. Кипренского, С. Ф. Щедрина, М. Н. Воробьева, Т. А. Неффа, Ф. А. Моллера.

Белая роза была любимым цветком императрицы, поэтому розы в Александрии были представлены бесчисленным многообразием форм, сортов и оттенков. Даже герб Александрии, придуманный по просьбе Николая I поэтом В. А. Жуковским, изображал синий геральдический щит с рыцарским мечом, пропущенным через венок белых роз. Жуковский придумал и девиз: "За веру, царя и отечество". Этот герб изображен на фасадах дворца, в интерьерах и на многих вещах, которые и по сей день хранятся в Коттедже. Чтобы ещё сильнее подчеркнуть идиллический характер загородной резиденции, по указу Николая Iв 1831 году главным творцом дворцово-паркового ансамбля, архитектором А. Менеласом была построена Ферма с коровником, комнатами для пастухов, кухнями и кладовыми. К 1860 году скромная ферма превратилась в Фермерский дворец императора Александра II. Это единственный дворец, построенный специально для него. Самая значимая интерьерная деталь Фермерского дворца – Синий кабинет Александра II. Здесь император принимал министров, заслушивал доклады о ходе военных действий, проводил заседания комитетов по реформированию страны. Именно здесь подготавливался важнейший законопроект об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

В Синем кабинете хранятся мемориальные вещи, принадлежавшие императору: кожаный портфель для документов, готовальня, распятие из слоновой кости. Кожаная подушка со следами крови, которая находилась в карете императора 1 марта 1881 года, напоминает о его трагической гибели.

Посетители КЦСОН «Исток» смогли увидеть фотографии Нижней дачи (здание утрачено) - четырёхэтажного дворца на берегу Финского залива, в котором отдыхала семья последнего российского императора Николая II.

Во время Великой Отечественной войны здесь произошли трагические события: в ночь на 5 октября 1941 г. в районе парка был высажен Петергофский десант (около 530 человек), который вступил в неравный бой с засевшей в парках и дворцах немецкой пехотой. Идея задуманной в те дни операции была довольно простой и очевидной: соединить изолированный Ораниенбаумский плацдарм с главными силами советских войск в Ленинграде. Но силы были неравны и в живых из десанта остались единицы.

Блокада была прорвана только в 1944 г. А в память об этом событии на месте высадки десанта в 2015 г. был установлен камень памяти. «ЖИВЫЕ, ПОЙТЕ О НАС!» - это слова из записки политрука Михаила Рубинштейна, который до последнего дыхания бился с врагом на петергофской земле в октябрьские дни 1941 года.

Так же была названа книга моряков, участников Великой Отечественной войны, поэта Всеволода Азарова и политработника капитана первого ранга Андрея Зиначева, посвященная подвигу Петергофского десанта, изданная в 1972 г., отрывки из которой были зачитаны библиогидом. «Истоковцы» открыли для себя неизвестную страницу обороны Ленинграда.

DSC04814.JPG DSC04816.JPG


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Партнеры

 
NEB prezlib ulmincult arbicon korunb bannerCLRF.nlr.ru telefon new 
 polpred ban 88 libnet rba korbis Изучение немецкого языка в отделениях Goethe-Institut в Германии konfRossii atom  SoyuzPisateleiRossii infanoj