pushkinskaya karta bileti

 


С лекцией на данную тему выступила 17 мая 2023 года в Каминном зале Дворца книги-Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и журналистики Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова Л.А. Сапченко.

Тема сумасшедшего дома, а если глубже – тема замкнутого пространства и одиночества, отринутости человека от общества была прослежена на примере творчества Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и А.П. Чехова.

Тема ограниченного пространства, закрытого дома имеет динамику в своём развитии. В восемнадцатом столетии дома для душевнобольных людей (сумасшедшие дома в просторечии) входили в число достопримечательностей,  их принято было посещать туристам.
Об этом упоминает и Карамзин в своих «Письмах русского путешественника». В частности в Лондоне их называли «бедлам». В своих записках автор подчёркивает положение помещённых в них людей как заключённых. Ярко звучит тема свободы. В духе своего времени, века Просвещения, века торжества разума и логики Карамзин считает, что душевная болезнь – результат буйства страстей, граничащих с безумием. Но страсти свои человек должен усмирять разумом, холодным рассудком, приводить разум и чувства в гармонию.

Иное развитие эта тема получает у Пушкина. На примере его стихотворения "Не дай мне Бог сойти с ума" можно понять, что автора страшит клетка, где его могут посадить на цепь, как преступника, схватить, как зверька и будут травить. Вот что пугает Пушкина. Утрата разума ведёт к потере свободы.

Карамзин желает гармонии сердца и разума.  Он верит в лучшее, считает, что всё, что ни делается, – делается во благо человека, что разум восторжествует. У Пушкина этого нет. Потеря разума – потеря свободы. А это для Пушкина было самым страшным.

Поприщин у Н.В. Гоголя вопиёт против своего заключения. Его пространство для него – пытка, замкнутое пространство мучает его, ему тяжело выносить физические и душевные муки. Это соотносится с судьбой самого Гоголя. В конце жизни Гоголь сильно болел, страдал, обращение же с ним докторами было часто невыносимым.

У Чехова в его рассказе «Палата № 6» также показаны судьбы разных людей.  Человек у Чехова в центре внимания.  Чехов ведёт полемику со своими предшественниками в вопросах опять же духовной и физической свободы человека. Карамзин, как сын своего времени, считает, что в домах призрения за больными хорошо смотрят,  больные, приняв суровое, но необходимое лечение, выздоравливают. Он верит, что заключение в сумасшедший дом – явление временное, а впереди человека ждёт свобода. Карамзин верит в разум и прогресс.

У Чехова никто никогда не выпустит человека из палаты № 6. Чехову хочется не хороших условий, а вообще ликвидации сумасшедших домов как института. Чехов передаёт мечты заключенных о свободе, ему близки обитатели «жёлтого дома» – Рагин, Громов – потому что они высказывают мысли об ужасающей картине содержания душевнобольного человека.  А по сути, именно они являются носителями истинного сознания и превосходят тех, кто находится за пределами сумасшедшего дома. У Чехова пространство «жёлтого дома» – метафора всего общества, мира вокруг, в котором нет свободы для человека.

Прослеживая развития данной темы, можно увидеть, что писатели видят главной проблему не медицинскую, а философскую – насильственное лишение свободы, ограничение пространства человеческого существования.

Как известно, в Симбирской губернии в 1898 году в память о Н.М. Карамзине на его родине, на деньги, внесённые сыном Карамзина Владимиром Николаевичем, была построена Колония для душевнобольных. В её деятельности были осуществлены все гуманистические принципы Карамзина: добросердечие, человеколюбие, милосердие, забота. Колония включила в себя весь комплекс возможностей для нормального человеческого существования и выздоровления.

20230517_110333.jpg 20230517_110448.jpg 20230517_110500.jpg 20230517_111536.jpg 20230517_111542.jpg 20230517_111605.jpg


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Центр профессионального развития

ZPO

Пушкинская карта

 

Pushkinskaya karta
 

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

ozenka kachestva

https://bus.gov.ru/organizations/1225537

Букинистическая лавка

bookLavka

Информация для населения

logoLitRESs

dost

Национальный проект Культура

kulturalogotip2

projectnaKultura

strategija razvitija

Подписаться на новости

Ваш email:

Мы в соцсетях

Детский телефон доверия

logo -desktop

Партнеры

 
NEB prezlib ulmincult arbicon korunb bannerCLRF.nlr.ru telefon new 
 polpred ban 88 libnet rba korbis Изучение немецкого языка в отделениях Goethe-Institut в Германии konfRossii atom  SoyuzPisateleiRossii infanoj