20 июня 2012 года в конференц-зале «Карамзин» Ульяновской областной научной библиотеки состоялся круглый стол в рамках Всероссийского форума литературных музеев, посвященный теме образовательных программ.
Всероссийский форум проходил в Ульяновске в период празднования 200-летия со дня рождения И.А. Гончарова с 19 по 20 июня 2012 года, он объединил представителей известных литературных музеев нашей страны и республики Белоруссия.
«Что происходит в литературных музеях? Что следует поменять? Каковы технологии работы с посетителями?» - данные вопросы поставила перед участниками круглого стола его модератор Людмила Михайловна Савченко, директор Самарского литературно-мемориального музея М. Горького. Она обозначила несколько проблем для обсуждения по теме образовательных программ. Во-первых, что читает современная молодежь, качество данной литературы, как встроится в ситуацию читательского спроса, как актуализировать тех писателей, с которыми работает музей. Во-вторых, не всегда подача экспозиционного материала соответствует потребностям нового поколения, воспитанного на визуальной культуре. В-третьих, проблема возможности интерактивной составляющей в мемориальном литературном музее.
В первой части круглого стола выступали докладчики. Галина Борисовна Величкина, заведующая отделом образовательных программ Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова, рассказала о работе учреждения в данном направлении. Это программы «Здравствуй, музей», «Знай и люби свой край», «Знаменитые люди нашего края», «Героями не рождаются» и др. для школьников разных возрастов. Галина Борисовна подробнее освятила проект «Семейный музейный марафон», в ходе которого участники готовят творческий отчет, программа, вопросы и задания для него находятся в Дневнике марафона.
Валентина Семёновна Жукова, директор Государственного музея Константина Федина (г. Саратов) говорила об образовательных программах литературного музея и возникающих проблемах. Творчество писателя было мало знакомо жителям города, вследствие этого у организации возникла необходимость выстроить деятельность таким образом, чтобы завоевать аудиторию, познакомить с произведениями К.А. Федина. «Дом русской культуры» - выставка, которая помогла представить автора населению через расширение круга литературных имен. Работать с образовательными учреждениями музей стал точечно, создавая общими усилиями образовательные проекты, что позволило учитывать интересы школьников. К 120-летию со дня рождения К.А. Федина совместно с Комитетом по образованию г. Саратова был проведен городской фестиваль детского и молодежного творчества «Волга – родина талантов». Говоря о чтении В.С. Жукова отметила, что дети в большей степени знакомятся с информацией, а не наслаждаются словом.
Во второй части участники дискутировали по поводу услышанных выступлений и озвученных проблем. Живое внимание всех присутствующих вызвала тема взаимодействия между школами и музеями, может ли музей претендовать на функции образовательного учреждения, существует ли обратная связь у музея со школьником. Анатолий Александрович Ивушкин, директор Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н.А. Некрасова поделился опытом работы с региональным Министерством образования, по итогам которой были разработаны методические указания к урокам о Н.А. Некрасове.
Л.М. Савченко напомнила о том, что помимо поддержки государственной власти в вопросе привлечения учащихся, нужно говорить и о качестве предоставляемого музеем продукта. В деятельности должны использоваться новые формы и методы подачи материала.
По словам Натальи Анатольевны Костиной, заведующей филиалом Новгородского государственного музея-заповедника «Дом-музей Ф.М. Достоевского в г. Старая Русса», в мемориальных музеях достаточно сложно использовать интерактивные технологии.
Примером для многих представителей литературных учреждений стал Государственный объединенный музей «Писатели Урала», где активно используются современные мультимедийные технологии.
По мнению участников, круглый стол «Образовательные программы в литературных музеях» прошел конструктивно и плодотворно.