Образ Деда Мороза как повелителя зимы был создан восточными славянами и упоминается в легендах, сказках, преданиях, эпосах и обрядовых песнях. Исследования такой «устной летописи» и древнейшей славянской культуры в целом, проведённые учёными-искусствоведами, позволяют сформировать исторически верное представление об облике Деда Мороза. Благодаря публикации сборника «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского в 1841 г. Дед Мороз в России известен как Мороз Иванович.
В странах Европы и Америки в основе образа рождественского деда лежат легенды о Святом Николае. С XVII в. Святой Николай считается покровителем детей и 6 декабря, в день его памяти по церковному календарю, было принято делать детям подарки от его имени. В Германии рождественского деда называют Вайнахтсман, во Франции – Пер-Ноэль, а в Англии Дети обращаются к Отцу Рождества.
В стихотворении американского писателя Клемента Мура «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая» («The Night before Christmas»), 1822 г. представлен образ Санты-Клауса.
Финский рождественский дед, Йоулупукки, живёт в Лапландии на горе Корватунтури, т.е. «Сопка-уши», и может слышать мечты и желания всех детей.
Ребятишки Швеции ждут подарков от гнома Юля Томтена, который ходит по улицам и заглядывает в окна, наблюдая, как себя ведут дети.
Чешский Дед Микулаш выглядит как близнец нашего Деда Мороза. Его сопровождают ангел и чертёнок. Чертёнок носит список с именами детей-проказников, а ангел – белый с именами послушных ребят.
Празднование Нового года в Сербии не обходится без Деда Мраза и Снегулицы, но традиционным сербским героем этого праздника считается Божич Бата.
О разных образах Деда Мороза – в нашем видеоролике!