saniterni den

 

pushkinskaya karta bileti

 


Публичная лекция доктора филологических наук, профессора кафедры литературы Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова Любови Александровны Сапченко «Н.М. Карамзин по его письмам» состоялась 11 апреля 2012 года в Ульяновской областной научной библиотеке имени В.И. Ленина. Лекция была организована в рамках проекта «Университетские встречи».

DSC05705 История отечественной культуры конца XVIII – первой четверти XIX века неразрывно связана с именем Николая Михайловича Карамзина (1766—1826), историка, писателя, поэта, реформатора русского языка.

Трудно переоценить его вклад в духовное развитие русского общества, несколько поколений которого воспитывалось на его произведениях. «Письма русского путешественника» впервые познакомили читающую публику России с жизнью передовых европейских стран. Большой популярностью пользовался основанный Карамзиным журнал «Вестник Европы», литературные сборники «Аглая», «Аониды». Заслуженную славу принесли писателю хрестоматийные повести «Бедная Лиза», «Марфа-посадница» и другие. Но главным делом жизни Карамзина стала «История государства Российского». После выхода в свет первых её томов, по выражению Пушкина, «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего Отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом».

Работая над повестями, журналами, «Историей», Карамзин вёл активную переписку с родными и друзьями, самым образованными и культурными людьми своего времени: с супругами М.Н. и Е.Ф. Муравьевымыми, с приятелем и родственником по жене А.П. Оболенским, братьями В.М. и А.М. Карамзиными, А.С. Шишковым, А.И. Тургеневым, С.Н. Глинке, С.С. Уваровым, А.Ф. Малиновским и др.

Л.А. Сапченко предложила собравшимся прочесть письма Карамзина по-новому – как свидетельства жизни, как творческие документы одной из самых выдающихся личностей в культурной истории России.

Своё выступление Любовь Александровна начала с упоминания первой, ещё устной, «публикации» писем Н.М. Карамзина. Буквально в ста метрах от библиотеки на церемонии открытия памятника историографу академик Погодин смог впервые зачитать несколько отрывков из писем историографа. Как это ни странно нам, читателям XXI века, многие места из переписки Карамзина в то время были запрещены цензурой. «Крамольными» цензорам представлялись слова: «… Гадки мне корыстолюбцы, честолюбцы… Двор не возвысит меня…». Но именно эти слова, по мнению нашего лектора, в значительной мере свидетельствуют о личности нашего земляка.

Сегодня известны сотни писем Карамзина. В своих посланиях он предстаёт симбирянином, историографом, другом царей, русским помещиком, семьянином, философом и христианином. Однако эпистолярное наследие историка издано и оценено ещё не полностью. Корреспонденцию Карамзина, в том числе несколько ранее неизвестных писем, читателям областной научной библиотеки и представила Л.А. Сапченко.

Значительная часть писем Карамзина в Симбирскую губернию адресована А.И. Тургеневу. Николай Михайлович признавался другу в трудностях в написании «Истории…», в бескорыстной, светлой любви к России, к родным местам, в особой для него ценности семейных и дружеских уз, в бессознательном порыве к истине и добру.

В переписке с М.Н. Муравьёвым Карамзин предстаёт перед читателем в качестве историографа. 10 октября (28 сентября) 1803 года он впервые обратился к товарищу Министра народного просвещения М.Н. Муравьёву с просьбой «при случае доложить Императору о ревностном желании написать Русскую Историю». Николай Михайлович был полон решимости приняться за этот труд, познать прошлое и разглядеть будущее своей Отчизны. Написание «Истории…» определило его жизнь, но на свой сан Н.М. Карамзин взирал с иронией. И в полной мере это отношение к «исполнению обязанностей по должности» отразилось именно в письмах к Михаилу Никитичу.

DSC05709 Ироничное отношение Карамзина ко двору, к его порядкам и нравам ни в коей мере не характеризует его чувства к монаршим особам. На протяжении всей жизни он испытывал бескорыстную привязанность к царской семье и очень ценил возможность побеседовать с ними «по-приятельски». Он писал императору Александру I, императрице Елизавете Алексеевне, сестре государя Екатерине Павловне.

Благодушие, тактичность и мягкость Николая Михайловича особенно заметны в его письмах бурмистру и старосте имения. Традиция предписывала русским помещикам оберегать своих крестьян от злого умысла и злоупотреблений, просвещать и наставлять их, как детей. В письмах к «добрым мужикам» Карамзин учил братской любви и заботе друг о друге, взывал к их совести, укорял, увещевал. Он исполнял перед ними свой нравственный – отеческий – долг, избегал строгостей и крайностей даже в те моменты, когда хозяйственные заботы мешали его историческим занятиям.

В письмах к брату открываются личные трагедии великого человека: смерть первой жены, детей. Эти события навсегда изменили мировоззрение Н.М. Карамзина. С тех пор чувство родительского умиления неизменно соседствовало со страхом потери близких. И именно у старшего брата Николай Михайлович неизменно находил сострадание и утешение.

Нежные супружеские письма, письма заботливого отца отправлял Н.М. Карамзин в моменты разлуки своим домочадцам. Лейтмотивом его посланий близким стали слова: «Боже, спаси Отечество и семью».

Письма, по мнению Л.А. Сапченко, являются уникальными эгодокументами, отражающими размышления и выстраданные автором истины. Двадцать три года изысканий, по собственному признанию историографа, не привели его к пониманию русского пути. События французской революции отвратили от европейства, поселили сомнения в познаваемости настоящего или будущего. К закату жизни Карамзин пришёл к тому, что давно чувствовал сердцем: жизнь не писательство, а творение добра, движение по уставу судьбы, свет – гостиница, жизнь – сон, а смерть – пробуждение к истинному общению, к высокому бытию, трансцендентному путешествию. Так Н.М. Карамзин и ушёл, в заботах о путешествии: земном – в Италию для поправки здоровья – и о небесном путешествии души.


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Центр профессионального развития

ZPO

Пушкинская карта

 

Pushkinskaya karta
 

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

ozenka kachestva

https://bus.gov.ru/organizations/1225537

Букинистическая лавка

bookLavka

Информация для населения

logoLitRESs

dost

Национальный проект Культура

kulturalogotip2

projectnaKultura

strategija razvitija

Подписаться на новости

Ваш email:

Мы в соцсетях

Детский телефон доверия

logo -desktop

Партнеры

 
NEB prezlib ulmincult arbicon korunb bannerCLRF.nlr.ru telefon new 
 polpred ban 88 libnet rba korbis Изучение немецкого языка в отделениях Goethe-Institut в Германии konfRossii atom  SoyuzPisateleiRossii infanoj