|
ЯКОВЛЕВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ
[25(13).04.1848, д. Кошки-Новотимбаево Буинского у. Симб.
губ., ныне Тетюшский р-н Татарстана — 20.10.1930, г.
Москва],
деятель
просвещения народов Поволжья, чувашский педагог,
основатель Симбирской чувашской школы. С 1856 по 1860
учился в Бурундукском удельном уч-ще, затем поступил в
Симбирское уездное уч-ще для получения учительского
звания. С дек. 1860 по май 1863 обучался в
землемерно-таксаторских классах при Симбирской мужской
гимназии. В мае 1864 утвержден сельским
мерщиком-таксатором в Сызранском уезде. В 1867 поступил
в пятый класс Симбирской классической гимназии. 9 нояб.
(28 окт.) 1868 Я., еще будучи гимназистом, основал
Симбирскую чувашскую учительскую школу. После окончания
гимназии с золотой медалью (1870) поступил в Казанский
ун-т на историко-филологический ф-т. Осенью 1871
составил первый вариант нового чувашского алфавита, в
янв. 1872 издал первый чувашский букварь. В 1873 вышел
первый двуязычный учебник для чувашских школ. После
окончания Казанского ун-та (1875) Я., оставаясь
руководителем Симбирской чувашской школы, работал
инспектором чувашских школ Казанского учебного округа.
Прослужив в этой должности до 1903, он открыл и
преобразовал 37 чувашских школ различных ведомств. На
протяжении многих лет находился в дружеских отношениях с
директором народных уч-щ Симб. губ. И.Н. Ульяновым. За
пятидесятилетнюю общественно-просветительскую
деятельность Я. вместе со своими учениками и
единомышленниками составил, перевел и издал свыше 100
книг и брошюр, начиная с букварей, учебников, сборников
литературных произведений и заканчивая книгами по
медицине, с. х. и отрывками из Библии. Я. разработал
собственную систему обучения чувашских детей. В одном из
своих отчётов он отмечал отличительные особенности
школы, которая «должна быть иной по внешнему и
внутреннему строю жизни сравнительно с русскими школами.
Она должна была сохранить ту жизненную, бытовую и
трудовую крестьянскую обстановку, в которой живет
племя». Здесь же изложены основные принципы, положенные
в основу созданной Я. школы-интерната. Во-первых,
строгий режим, простота и скромность быта, мало чем
отличающегося от крестьянской жизни. Во-вторых,
воспитание учащихся в духе православия. «Закон Божий
должен был являться не одним из учебных предметов, а
основой всего быта школы». В-третьих, связь чувашей с
русским народом. В преподавании русского языка, по
мнению Яковлева, главное внимание «...должно быть
обращено на то, чтобы возможно скорее ввести учеников в
круг понятий русской жизни и образования, и через это
создать в чувашских учениках настроенность русского
человека». Поэтому в школу совместно с чувашами
принимались и русские крестьянские мальчики. «Но помимо
теоретических знаний, — писал Я., — школа имела своей
целью дать знания и практические умения, ознакомив
учеников с различного рода ремеслами и мастерствами,
пригодными в сельской жизни». За отличную службу в деле
просвещения Я. был награжден многими орденами и
медалями. В сент. 1919 Я. вышел на пенсию. Из Симбирска
выехал с семьей в Москву в окт. 1922. Похоронен на
Ваганьковском кладбище. Ныне в г. Ульяновске открыт
музей Я., его именем названа одна из улиц города; в г.
Чебоксары — столице Чувашской республики воздвигнут
памятник Я., в педагогическом ун-те открыт музей
просветителя, Чувашский государственный ун-т носит его
имя. |