С 1 по 31 марта в отделе литературы по искусству Дворца книги – Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина будет представлена книжно-иллюстративная выставка, посвящённая 285-летию со дня рождения композитора Йозефа Гайдна.
На выставке будут представлены монографии, статьи из периодики, а также аудиовизуальные и нотные издания.
Франц Йозеф Гайдн (1732 — 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, которая впоследствии легла в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Творческий путь Й. Гайдна, старшего современника В. Моцарта и Л. Бетховена, продолжался около пятидесяти лет, перешёл за исторический рубеж XVIII-XIX вв., охватил все этапы развития венской классической школы — от ее зарождения в 1760-х гг. вплоть до расцвета творчества Бетховена в начале нового века.
Интенсивность творческого процесса, богатство фантазии, свежесть восприятия, гармоничное и цельное ощущение жизни сохранились в искусстве Гайдна до самых последних лет его жизни.
Гайдн оставил огромное творческое наследие - около 1000 произведений во всех жанрах и формах, существовавших в музыке того времени (симфонии, сонаты, камерные ансамбли, концерты, оперы, оратории, мессы, песни и другое). Крупные циклические формы (104 симфонии, 83 квартета, 52 клавирные сонаты) составляют основную, самую драгоценную часть творчества композитора, определяют его историческое место.
Об исключительной значимости произведений Гайдна в эволюции инструментальной музыки писал П. Чайковский: «Гайдн обессмертил себя если не изобретением, то усовершенствованием той превосходной, идеально уравновешенной формы сонаты и симфонии, которую впоследствии Моцарт и Бетховен довели до последней степени законченности и красоты».
Всю жизнь искусство было для Гайдна главной опорой и постоянным источником внутренней гармонии, душевного равновесия и здоровья. Он надеялся, что таковым оно останется и для будущих слушателей.
«В этом мире так мало радостных и довольных людей», — писал семидесятилетний композитор, — «везде их преследуют горе и заботы; быть может, мой труд послужит подчас источником, из которого полный забот и обременённый делами человек будет черпать минутами свое спокойствие и отдых».