pushkinskaya karta bileti

 


Онлайн-лекция российского историка, публициста, литератора, финалиста премии «Просветитель – 2011» Якова Аркадьевича Гордина «Зачем России нужен был Кавказ?» состоялась 14 марта 2012 года, в Каминном зале Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина.

DSC04003 Лекция Я.А. Гордина прошла в рамках нового совместного проекта Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина и Фонда некоммерческих программ Дмитрия Зимина «Династия», нацеленного на продвижение чтения и комплектование библиотек лучшими российскими и зарубежными научно-популярными изданиями.

О Фонде

Фонд активно поддерживает отечественных популяризаторов науки. В 2008 году была учреждена специальная премия в области литературы нон-фикшн «Просветитель». Её цель – привлечь внимание читателей к просветительской книге, поощрить авторов и создать предпосылки для расширения рынка научно-популярной литературы.

Библиотечная часть программы премии предполагает продвижение лучших произведений научно-популярного жанра в отечественной читательской аудитории. 125 региональных библиотек России получают полный комплект книг победителей и финалистов, а также зарубежные научно-популярные бестселлеры, переведённые и выпущенные при поддержке фонда «Династия».

В 2011 году Фонд запустил новый проект – онлайн-лекции авторов книг, вошедших в короткий список премии. В 2011 году состоялось пять лекций, в которых приняли участие девять библиотек в разных городах России. В 2012 году к проекту присоединилась и Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина.

О лекторе

Яков Аркадьевич Гордин (род. в 1935 г.) - российский историк, публицист, литератор, финалист премии «Просветитель – 2011».

Основной жанр творчества Гордина с середины 1970-х годов – историческая беллетристика с прочной документальной основой, а также эссеистика на исторические темы. Кроме того, Я.А. Гордин – автор исследования об Иосифе Бродском (2000 г.), сочетающего личные впечатления с анализом взаимосвязей поэзии Бродского с широким литературным и философским контекстом; соавтор сценария телеспектакля «Детство. Отрочество. Юность» по повести Л. Н. Толстого (совместно с Петром Фоменко, 1973 г.); соавтор сценария фильма «Последняя дорога» (совместно с Леонидом Менакером, 1986 г.). С 1991 года Яков Аркадьевич – главный редактор журнала «Звезда» (совместно с Андреем Арьевым). Книги Гордина были удостоены премии «Северная Пальмира» (1999 г.) и Царскосельской премии (2001 г.).

DSC04006 В своей лекции Я.А. Гордин постарался раскрыть причины и последствия изнурительной 60-летней войны России за Кавказ, сам феномен этой войны, которую в истории называли «неизвестная война».

Это были долгие, изнурительные 60 лет ведения, 1/6 всего российского бюджета ежегодно уходила на ведение войны; огромные человеческие, финансовые, экономические издержки. Я.А. Гордин в качестве причины войны обозначил два аспекта российско-кавказской истории. Первый – история взаимоотношений России и Грузии, потребность в устойчивой коммуникации с единоверной христианской Грузией, обеспечение её безопасности, защита тылов и флангов русской армии в случае войн с Персией и Турцией, ограждение сопредельных с Кавказом российских областей от горских набегов, расширение имперской территории, сохранение христианства. Замирение Кавказа было вызвано и геополитической необходимостью – у России был враг Турция. Держать контроль над Кавказом – значит контролировать Чёрное и Каспийское моря и продвижение вглубь Азии. Кавказ был узловым пространством между европейским и азиатским миром.

Другая причина, по мнению лектора, была скорее культурологического плана, фундаментальная причина, по которой Россия втянулась в изнурительную войну.

Психологический парадокс этой войны можно образно выразить словами «противник-брат». Слово «Кавказ» связано для русского человека с драгоценным понятием свободы, того, чего не хватало многим просвещённым россиянам. Молодые дворяне стремились на Кавказ – пленяла природа, горы, сам вольнолюбивый дух народа. Это была та сфера, где желаемую свободу можно было ощутить. На Кавказе очень остро ценилось понятие чести, преданности в дружбе, товарищества. Противник – враг, но он же мог быть и «кунаком», другом, и даже в стане врага мог чувствовать себя безопасно. Русские офицеры считали за честь носить кавказскую бурку! Этого не было ни в одной стране. К примеру, невозможно представить себе французского офицера в одежде противника-алжирца. Это говорит об особом уважении к противнику, стремлении отождествить себя с ним. Примеры кавказского вольнолюбия и независимости – в произведениях русских классиков – Пушкина, Лермонтова, Толстого.

DSC04005 По мнению автора, «… такие войны не ведутся, если в обществе нет психологического сознания их необходимости. Мыслящему русскому человеку Кавказ представлялся принципиально иным миром – миром свободы, населённым гордыми людьми, которые свободу ценили превыше жизни. Первым об этом написал Пушкин. И постепенно возникла мощная «кавказская утопия»: русский человек мечтал обрести на Кавказе новое самоощущение. С какого-то момента Россия уже не мыслила себя без Кавказа как культурно-психологического феномена, реализации романтического представления о мире».

Автору были заданы вопросы:

нужен ли сегодня России Кавказ?

что такое сегодня разумная политика на Кавказе?

Лекция была с интересом прослушана посетителями библиотеки. Проект рассчитан до конца года. Следующая лекция состоится в апреле.


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Центр профессионального развития

ZPO

Пушкинская карта

 

Pushkinskaya karta
 

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

ozenka kachestva

https://bus.gov.ru/organizations/1225537

Букинистическая лавка

bookLavka

Подписаться на новости

Ваш email:

Детский телефон доверия

logo -desktop

Партнеры

 
NEB prezlib ulmincult arbicon korunb bannerCLRF.nlr.ru telefon new 
 polpred ban 88 libnet rba korbis Изучение немецкого языка в отделениях Goethe-Institut в Германии konfRossii atom  SoyuzPisateleiRossii infanoj